Первый автобус в Екатеринбурге пошел 1 мая 1913 г. Но регулярное автобусное движение началось в 1924 г.

В 1920 г. Союз рабочих транспорта насчитывал всего 120 человек: возчиков, счетоводов, весовщиков, кассиров, артельщиков, рабочих на заготовках и зерноскладах, а также самых влиятельных и активных транспортных рабочих — грузчиков.

Сегодня Свердловская организация профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства объединяет 6 570 работников в 22 первичных профорганизациях предприятий автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства.

В 1920 г. профсоюз транспортников поставил перед правительством вопрос об объединении и регулировании хозяйств местного транспорта – разрозненных частновладельческих обозов, погрузочно-разгрузочных организаций, разбросанного по ведомствам автотранспорта. В 1921 г. ВЦИК и Совнарком приняли декрет о государственной организации местного транспорта, проект которого подготовил ЦК профсоюза.

В 1926 г. Союз рабочих транспорта переименован в Уральский областной отдел профсоюза шоферов, куда входили Пермское, Тюменское, Челябинское, Златоустовское, Ишимское, Тагильское, Курганское отделения. Профсоюз вплотную занялся вопросами оплаты труда, тарифов, заключения колдоговоров, охраны труда, культурного обслуживания членов профсоюза. Одним из основных направлений работы профсоюза стала борьба с безграмотностью: в 1921 г. неграмотных среди транспортных рабочих было 43%, в 1924 г. осталось 8 %.

В 1933 г. после вхождения в профсоюз авиаработников организация стала называться «Уралобком союза шоферов и авиаработников».

Мало сохранилось в архивах документов 30-х гг. В 1933 г. была прекращена практика заключения колдоговоров, массовые репрессии нанесли большой вред профсоюзному движению. 17 лет по апрель 1949 г. не проводились съезды профсоюзов СССР.

Во время войны профорганизации транспортников подчинили свою деятельность одной цели — мобилизации сил на борьбу с врагом. Профсоюз занимался подготовкой лыжников и медсестер, собирал посылки для бойцов, деньги для нужд фронта, поддерживал семьи ушедших на фронт и т. д.

В 1947 г. возобновилось заключение колдоговоров. Профсоюз развернул соревнование водителей за увеличение межремонтного пробега.  Повышение эффективности использования автомобилей, рост автопарка общего пользования позволили увеличить перевозки грузов в 1950 г. по сравнению с 1940 г. в 3 раза, удвоились пассажирские перевозки автобусами и таксомоторами.

В 1953 г. после вхождения дорожных организаций профсоюз стал называться Профсоюзом рабочих автотранспорта и шоссейных дорог.

С 1959 г. профсоюзом проводится большая работа по переводу рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день и упорядочению зарплаты: пересмотрены тарифно-квалификационные справочники, нормы выработки. За 1959-1961 гг. зарплата у автомобилистов и дорожников возросла на 25%.

Ольга Анатольевна Соловьева — председатель Свердловской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства с 2015 г. по настоящее время.

Профсоюз решал насущные жизненные проблемы трудящихся: рост благосостояния, охрана труда и здоровья, организация отдыха и обеспечение жильем. В 70-80-е гг. создана материальная база социальной сферы автомобилистов и дорожников Свердловской области: санатории-профилактории, 6 загородных пионерских лагерей, где ежегодно оздоравливались более 2 тыс. детей, 30 баз отдыха, 20 здравпунктов, 12 клубов и 8 библиотек. Из руин совместными усилиями автопредприятий отстроен ДК «Автомобилист» на 300 мест с кинозалом, работало много детских кружков, Клуб любителей кино.

На большинстве автопредприятий профсоюз курировал подсобные хозяйства,  спортсооружения. Рождавшаяся под эгидой профсоюза хоккейная команда «Автомобилист» г. Свердловска получила широкую известность в большом спорте.

В 90-х гг. кризис в стране, резкий спад производства, смена собственности, социально-экономические трудности привели к  дестабилизации работы предприятий, сокращению численности работающих, снижению их жизненного уровня. С 1999 по 2014 гг. Свердловский терком профсоюза возглавляла Бочарникова С. Г. Во многом благодаря ее личным усилиям и богатейшему опыту профсоюзной работы удалось сохранить не только первичные профорганизации, но и сами отраслевые предприятия.

Зримой демонстрацией силы и единства отраслевого профсоюза стали коллективные действия в мае 1992 г., в которых активно участвовала свердловская профорганизация. Своими решительными действиями профсоюз заставил кабинет министров сесть за стол переговоров и принять постановление о господдержке автомобилистов и дорожников. Так было положено начало соцпартнерству профсоюза с правительством. С 2002 г. по инициативе Свердловского обкома профсоюза начало заключаться региональное соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту с министерством и союзом работодателей.

В 2003 г. в Свердловскую организацию профсоюза транспортников из профсоюза работников ЖКХ перешли 6 первичных профорганизаций ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» с численностью более 4 000 членов профсоюза.

Сегодня основой работы Свердловской организации профсоюза транспортников является социальное партнерство и переговоры. Но в арсенале используемых средств есть и акции протеста. Чтобы привлечь внимание органов власти к проблемам транспортной и дорожной отраслей, областной комитет профсоюза неоднократно проводил коллективные действия: в 2011 г. — митинг «Против повышения цен на топливо» напротив здания областного правительства; в 2012 г. — пикет «За достойную заработную плату» на пл. Труда г. Екатеринбурга; в 2014 г. — предупредительная акция «Сигнал» (единовременно сигналили автобусы, трамваи, троллейбусы на городских маршрутах Екатеринбурга), в 2017 г. — митинг работников муниципального пассажирского транспорта Екатеринбурга на пл. Обороны г. Екатеринбурга.

Наши достижения

2008 г. — Почетный дипломом Правительства Свердловской области за большой вклад в укрепление и развитие социального партнерства.

2009 г. — победитель  Всероссийского смотра-конкурса на лучшую территориальную организацию профсоюза в честь 90-летия отраслевого профсоюза.

2017 г. — победитель Всероссийской премии «Профсоюзный авангард-2017» центральной профсоюзной газеты «Солидарность» в номинации «Акция».