С момента своего возникновения все профорганизации машиностроителей по стране входили в Союз металлистов, который действовал с 1905 г. На Урале он объединял еще и горнозаводских рабочих. В 1938 г. в машиностроении действовало уже 9 профсоюзов: рабочих тяжелого, среднего, транспортного, автомобильного, сельскохозяйственного машиностроения и др. В 1954 г. однородные профсоюзы машиностроителей объединились, а в 1957 г. были образованы профсоюзы рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, рабочих тяжелого машиностроения, машиностроителей и приборостроителей. В 1957 г. был создан Свердловский областной комитет профсоюза машиностроителей. В 2017 г. областная организация отраслевого профсоюза объединяет 14 первичных профорганизаций с общей численностью 4800 чел.
В 1918 г, на учредительном съезде создается Екатеринбургское районное отделение Всероссийского профсоюза рабочих-металлистов, которое можно считать прародителем Свердловского обкома профсоюза машиностроителей. В 1923 г. образовался Уральский обком Всероссийского профсоюза рабочих-металлистов (ВСРМ), это был самый крупный отраслевой профсоюз Урала. К концу 1925 г. он насчитывал больше 115 тыс. чел. Завкомы занимались укреплением трудовой дисциплины, повышением производительности труда, воспитательной работой.
В середине 30-х гг. защитная функция профсоюзов и «борьба за экономические интересы трудящихся» заменились борьбой за повышение производительности труда, качество производимой продукции. В ведение профсоюзов передано непосредственное управление государственным соцстрахованием и охраной труда, сеть санаториев и домов отдыха. Профсоюзы играли роль низовых органов Наркомата рабоче-крестьянской инспекции на предприятиях, контролировали рабочее снабжение, культурно-бытовое и медицинское обслуживание рабочих, жилищное строительство, общественное питание, детские учреждения.
На заводах машиностроения проводились слеты изобретателей и рационализаторов, конкурсы на лучшее изобретение. В 1939 г. широкое распространение получило движение многостаночников, начатое по инициативе Уральского завода тяжелого машиностроения.
Особенно ярко трудовой героизм уральских машиностроителей проявился в годы Великой Отечественной войны. Профсоюзы были заняты материально-бытовыми условиям жизни и труда рабочих и служащих, фронтовиков-инвалидов, развитием творческой инициативы масс, распространением передового опыта. За годы войны коллектив «Уралмаша» в трудовом соревновании завоевывал Красное Знамя Госкомитета Обороны 27 раз.
После войны профсоюз стал организовывать соревнования за открытие лицевых счетов экономии и выпуску сверхплановой продукции, а также за “коммунистическое отношение к труду”. В 1960 гг. участвовал в разработке перспективных планов развития предприятий. При содействии профсоюза широкое распространение получили общественные бюро нормирования труда, а также почин рабочих Уралхиммаша, предложивших разрабатывать и внедрять планы научной организации труда (НОТ) на каждом рабочем месте. Система НОТ и ее внедрение в те годы на производстве является прародительницей системам менеджмента качества, применяемым на предприятиях в наше время.
В 1970-80е гг. профсоюз сосредоточил свое внимание на проблеме повышения материального благосостояния трудящихся, на решении жилищных вопросов.
В послевоенные годы профкомы, заботясь о закреплении кадров, решали вопросы совершенствования оплаты труда, повышения квалификации рабочих, вопросы улучшения жилищных условий работников, контролировали торговые сети предприятий общественного питания, совершенствовали формы и методы культурно-воспитательной и физкультурной работы. В первичных профорганизациях машиностроителей, в обкоме отраслевого профсоюза действовали советы наставников.
В 1991 г. учрежден Профсоюз работников тяжелого машиностроения РСФСР, переименованный позднее в Профсоюз машиностроителей России. В декабре 1991 г. образовался Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей. В 1995 г. эти организации объединились, образовав единый Профсоюз машиностроителей РФ.
С конца 1990-х гг. в машиностроительной отрасли стала развиваться система социального партнерства, основой которой является заключение трехсторонних отраслевых соглашений и коллективных договоров на предприятиях. Первичные профсоюзные организации ориентируют свою работу на заключение коллективных договоров предусматривающих повышение заработной платы и соответствующих социальных гарантий работникам.
В 2017 г. выполняя решение IX съезда ФНПР об укрупнении профсоюзных объединений Профсоюз машиностроителей России и Профсоюз работников оборонной промышленности России, путем слияния, создали Российский профсоюз работников промышленности.
Лидеры областной организации:
1957-1962 гг. — П.И. Акимов.
1962-1975 гг. — Б.Е. Великанов.
1975-1983 гг. — В.П. Максимов.
1983-1986 гг. — Ю.А. Власов.
1986-1994 гг. — В.А. Ворошилов.
1994-2009 гг. — В.Н. Калугин.
2009-2017 гг. — Ю.В. Большедворов.

Юрий Валерьевич Большедворов — председатель Свердловской областной организации профсоюза машиностроителей России с 2009 г. по 2017 г.





Крупные первичные профорганизации:
ПАО «Уралмашзавод» — председатель Ю.А. Кочетов.;
ППО «Турбомоторостроителей»- председатель В.П. Соколов;
АО «Уралхиммаш»- председатель В.Е. Гольянов;
ОАО «Уралбурмаш»- председатель С.А.Кобякова;
ОАО «Пневмостроймашина»- председатель И.А. Шмидт;
ООО «Уральские локомотивы»- председатель И.З. Магрупов.