С интенсивным строительством железных дорог набирало силу рабочее движение. К 1905 г. союзы железнодорожников Урала стали одними из самых активных и сплоченных организаций, боровшихся с безжалостной эксплуатацией труда: ремонтные рабочие трудились по 10-17 час., не соблюдались элементарные требования безопасности.

Началом деятельности единой Профсоюзной организации на Свердловской железной дороге считается 1 декабря 1919 г.: когда Пермский и Екатеринбургский райпрофсожи слились в единый  Райпрофсож. Сегодня Дорпрофжел на СВЖД объединяет более 96 тыс. членов профсоюза.

В декабре 1905 г. состоялась Всероссийская стачка железнодорожников, парализовавшая движение по всей стране. Летом 1916 г. железнодорожники Екатеринбурга бастовали против снижения заработка и высокой интенсивности труда. По числу рабочих узел Екатеринбурга не уступал самым большим уральским заводам, и эта народная сила приняла активное участие в революционном движении.

В марте 1918 г. прошел железнодорожный съезд Уральской области. В 1919 г. создаются и сливаются в одну организацию райпрофсожи Екатеринбурга и Перми. В 1920 г. профорганизация переименовывается в Дорпрофсож, который решает вопросы труда и быта железнодорожников. Первый локальный колдоговор на СвЖД заключён в июле 1923 г., что привело к росту профсоюзных рядов. Лозунг «Профсоюзы — лицом к производству!» стал программой действий Дорпрофсожа.

В годы войны дорога стала основной транспортной артерией страны. Профсоюз участвовал в обучении и подготовке бойцов-лыжников, медсестер, сборе вещей для фронта и средств в Фонд обороны, возрождении субботников и воскресников. Совместно с профсоюзом медработников были сформированы несколько банно-прачечных и дезинфекционных поездов для фронта.

Главным направлением работы профсоюза в послевоенные годы стало восстановление народного хозяйства. Коллективу дороги неоднократно поручалось проведение различных экспериментов: одной из первых СвЖД в 1966 г. перешла на новую систему планирования и экономического стимулирования. В 60-е гг. Дорпрофсож усиливает воспитательную и культурно-массовую работу, а в 70-х гг. инициирует производственные соревнования.

Перестройка потребовала от комитетов профсоюза новых эффективных форм и методов работы, усиления правозащитной работы в первичках. Заключены отраслевые тарифные соглашения с министерствами путей сообщения и транспортного строительства.

С 1997 г. Роспрофжел реализует в своей деятельности единую финансовую политику, за счет централизации средств стало возможным решение масштабных вопросов профсоюза. Примером может служить создание профсоюзом на СвЖД Кредитного потребительского союза, который способствовал мотивации  профчленства.

В 2011 г. завершилось строительство первой очереди профсоюзного учебного центра — базы отдыха «Путеец». Сегодня это базовая площадка для реализации различных проектов и программ отраслевого профсоюза и железной дороги, в которых участвовали 15 тыс. железнодорожников из более чем 30 организаций. В 2017 г. сдан в эксплуатацию третий двухэтажный корпус.

С 2014 г. Дорпрофжел реализует программу лояльности, которая насчитывает более 750 партнеров-предприятий, предоставляющих скидки по единому профбилету. Программа работает не только в областных центрах, но и в маленьких городах и станциях. География присутствия программы постоянно расширяется.

Благодаря совместным усилиям руководства железных дорог и отраслевого профсоюза удалось сохранить социальную сферу железнодорожного транспорта и систему социальной поддержки неработающих ветеранов. Сегодня соцпакет на СвЖД традиционно включает солидный набор услуг и льгот. Социальные инициативы, направленные на поддержку рабочего человека, всегда отличали профсоюзную организацию Свердловской магистрали.

Анатолий Петрович ГАРАЩЕНКО – председатель Дорпрофжел на СвЖД с 2004 г.

 

Ассамблея социальных партнеров 3 марта 2017 г.

Торжественное открытие Международных игр «Спорт поколений 2017» в г. Екатеринбург 23 сентября 2017 г.